Четверг, 18.04.2024, 19:50
Приветствую Вас Гость | RSS

Персональный сайт Харитоновой Ирины Анатольевны

Меню сайта
Наш опрос
Нравится ли Вам оформление сайта?
Всего ответов: 14
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Современные тенденции преподавания немецкого языка как второго иностранного (УМК «Горизонты»)

 

В настоящее время в российской системе языкового образования происходят значительные положительные изменения:впервые в стандарте основной школы определен статус второго иностранного языка. Он включен в перечень обязательных предметов в предметной области "филология". О признании важности государственной образовательной политикой в области обучения иностранным языкам информирует глава Министерства образования науки Дмитрий Ливанов: «Иностранные язык - не просто средство общения, но и средство развития памяти, интеллекта ребенка».

Таким образом, второй иностранный язык в школе - это первая, но очень существенная ступень в формировании лингвистически интересной личности. Изучение языков и культур, тесно связано с реализацией двух важнейших тенденций в современном мире: фундаментализацией образования и интеллектуализацией личности. Второй иностранный язык в МАОУ Мариинской СОШ №3 г.Томска – явление не новое. Введение второго иностранного языка в учебный план общеобразовательной школы с 2011 г. стало реальным шагом на пути к поликультурному образованию, к формированию многоязычной личности. Согласно базисному учебному плану всего на изучение второго иностранного языка в школе выделяется 2 часа в неделю, 34 учебные недели, в каждом классе (5-8 классы).
Однако, несмотря на всеобщую заинтересованность введением обучения второму иностранному языку, в настоящее время существует ряд проблемных вопросов, связанных как с теорией, так и с практикой обучения, выбором современного учебно-методического комплекта. В нашей школе обучение немецкому языку как второму иностранному выстраивается на основеучебно-методического комплекта «Горизонты» (М. Аверин)— совместный проект издательства «Просвещение» и немецкого издательства „Cornelsen“ (г. Берлин), созданы интернациональным авторским коллективом с учётом требований Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования по иностранным языкам и документов Совета Европы по изучению иностранных языков (Общеевропейских компетенций владения иностранным языком).

В УМК «Горизонты» представлены современные тенденции преподавания немецкого языка после английского, такие как использование информационно-образовательной среды, мультикультурная коммуникация и толерантность, духовно-нравственное воспитание, межпредметные связи, игровые и проектные задания, рефлексия.

Основные характеристики УМК:

  • все УМК построены по модульной системе, то есть имеют единую типовую структуру;

  • целостность комплекта позволяет учителю методически грамотно пользоваться материалами комплекта;

  • материалы содержат дифференцированные задания для учеников с разным уровнем подготовки;

  • возможность использования при обучении по УМК технологии работы в форуме, работы над проектами;

  • материалы серии включают современный страноведческий компонент по немецкоязычным странам и России;

  • содержит задания игрового и творческого характера;

  • к окончанию 9 класса линия УМК выводит на предпороговый уровень (А2) Общеевропейских компетенций владения иностранным языком;

  • к окончанию 11 класса учащиеся достигнут порогового уровня (В1);

  • в состав всех УМК входят рабочие тетради с аудиоприложениями на CD (mp3), контрольные задания, книги для учителя и видеофильмы с дидактическим материалом для 5–6 и 7–8 классов;

  • на сайте серии «Горизонты» выложены методические пособия, рабочие листы, информационные материалы для бесплатного скачивания.

Основные принципы и особенности обучения по УМК «Горизонты»

1. Актуальность использования сопоставительного (контрастивного) подхода в обучении второму иностранному языку состоит в том, чтобы предотвратить межъязыковую интерференцию и способствовать поло­жительному переносу знаний с английского языка, побуждать учащихся к сравнению/сопоставлению изучаемых иностранных языков, что также будет содействовать об­щему образованию, воспитанию и развитию школьников. Учащиеся могут и должны опираться на уже приобретённый опыт, так как им уже известны принципы работы.

2. Портфолио: личностно ориентированное обучение

Принцип личностной ориентации реализуется на уровне отбора материала, в организации учеб-ного процесса, в работе с учащимися по технологии языкового портфеля. Формированию необходимых навыков в рефлексии помогает технология языкового портфеля. Использование портфолио в качестве накопительной оценки даёт возможность индивидуализировать процесс обучения, выстраивать ученику собственную образовательную стратегию. Портфолио помогает установить связи между предыдущими и новыми знаниями, помогает провести рефлексию собственной учебной работы, подготовку и обоснование будущей. В УМК «Горизонты» существует стройная система работы по портфолио:

  • В начале темы учитель проводит ознакомление с предстоящей работой и конкретными задачами: «Чему они научатся в этой главе? Что будут уметь?». Используйте титульную страницу главы.

  • В начале каждого урока учитель отводит несколько минут для постановки задачи по формированию конкретных умений: «Чему мы научимся на этом уроке? Что будем уметь?».

  • В конце урока и главы учащиеся подводят итоги: «Что мы теперь умеем?».

  • Почти каждый урок предоставляет учащимся в учебнике или рабочей тетради задания по портфолио, помеченные значком.  Учащиеся выполняют их самостоятельно в классе или дома. Это приучает их к саморефлексии. Свои задания по портфолио мои ученики вырезают или копируют и вкладывают в своё досье.

  • В конце каждой главы в рабочей тетради есть рубрика портфолио Einen Schritt weiter — Was kann ich jetzt? Она относится к языковой биографии каждого учащегося. Перед работой учащиеся повторяют весь материал по пройденной главе и выполняют задания по портфолио. В конце темы, четверти, года я приглашаю родителей, чтобы продемонстрировать им, что уже умеют их дети. Воспитание чувства успешности — один из принципов портфолио. УМК «Горизонты» предлагает ориентированную на требования Совета Европы к уровням владения иностранным языком систему промежуточного и итогового контроля. В 5 классе учащиеся приучаются к системе требований и контрольных заданий в виде теста после каждой главы. Этому предшествуют задания на повторение на страницах Fitnesscenter DeutschDas kannst du, Deine Wörter и задания с маркировкой «портфолио». В главах Kleine Pause и Groβe Pause материал для повторения данной темы в игровой форме. Кроме того, в последних главах задания на контроль чтения, аудирования и письма идут в учебнике с чёткими разъяснениями видов этих работ и указаниями по их выполнению.

3. Коммуникативная направленность обучения

Большое количество диалогов и мини-диалогов, бесед, статистических опросов, интервью предполагает постоянное общение учащихся на языке. Целью обучения является интегрирующая коммуникативная компетенция, её формирование и развитие.

4. Межкультурная направленность обучения

Материалы учебного комплекта содержат много информации о жизни, быте и интересах детей

из Германии. Географические названия и названия школьных предметов, проблемы карманных

денег и увлечения подростков — всё это отдельные темы в общей картине страны изучаемого

языка. Материалы в рубрике Land und Leute дополняют и расширяют знания учащихся в этой об-

ласти. Страноведческий материал на страницах Kinder-Russland поможет вывести учащихся на беседу о домашних животных в нашей стране, об интересах детей в разных городах России и разных семьях. Анализ параллельных структур и лексических соответствий немецкого, английского и русского языков облегчает и дополнительно мотивирует изучение как родного, так и иностранных языков.

5. Изучение иностранного языка как творческий процесс

Материалы учебника подлежат осознанию и творческому переосмыслению. Учащиеся высказывают своё мнение, находят соответствия в своей жизни и быте тем реалиям, с которыми знакомятся в процессе обучения, учатся анализировать и самим выводить его из ряда предложенных примеров. Этому способствует творческая языковая инициатива, без которой невозможно представить себе диалогов, бесед, обсуждений, интервью. Принцип наглядности материала и отражения достижений учащихся в изучении немецкого языка при изготовлении плаката или постера по теме, творческие вечера, праздники на немецком языке в рамках проведения Декады иностранного языка, участие в региональных олимпиадах и городских творческих конкурсах. («Немецкий с удовольствием!»; «Семейное шоу», региональные олимпиады «В гостях у сказки», «Мир увлечений»)


 


 

Форма входа
Поиск

Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный хостинг uCoz