Понедельник, 23.10.2017, 07:18
Приветствую Вас Гость | RSS

Персональный сайт Харитоновой Ирины Анатольевны

Меню сайта
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 3
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Педагогический проект "Контрастивный подход в обучении немецкому языку как второму иностранному

 

 Название проекта         

«Сопоставительный (контрастивный) подход в обучении немецкому языку как второму иностранному языку в основной школе в условиях введения ФГОС»

Вид проекта

незавершённый

Сфера реализации проекта  

организация процесса обучения немецкому языку как второму иностранному языку в 5-9 классах по УМК «Горизонты» под редакцией М.Аверина

Объект исследования

урочная и внеурочная деятельности

Предмет исследования

психолого-педагогические условия для использования  сопоставительного (контрастивного) подхода в обучении немецкому языку как второму иностранному языку

Участники проекта   

Харитонова Ирина Анатольевна, учитель иностранного языка

ученические коллективы (5А,5Б,5В,6А,7А классы)

родительские коллективы

Внешние ресурсы

Привлечение  ресурсов  других образовательных учреждений, межмуниципальных центров по работе с одарёнными и высокомотивированными детьми («Сибирский совёнок» МБОУ «Зональненская СОШ» Томского района, «Вундеркинды» МАОУ гимназия №6 г. Томска, прогимназия «Кристина»), Департамента образования Администрации города Томска, Департамента общего образования Томской области, ОГБУ «Региональный центр развития образования», МАУ «Информационно-методический центр» г. Томска, «Ассоциация учителей немецкого языка» -  сетевое взаимодействие.

Сроки и этапы реализации проекта

I. Поисковый (подготовительный)                                                       2014- 2015 уч. год.

II.Организационно - деятельностный                                                  2015-2016 уч. год

III. Подведение итогов и тиражирование опыта                                 2016-2017 уч. год                                 

 

Ожидаемый результат

Через реализацию проекта будут достигнуты следующие результаты:

-рабочая программа по немецкому языку как второму иностранному языку  (5-9 классы) в соответствии с требованиями ФГОС;

-критерии оценивания знаний по немецкому языку на каждой ступени обучения в основной школе;

- совершенствование коммуникативных и познавательных навыков и умений;

- развитие межкультурной компетенции;

- развитие лингвистического мышления у обучающихся;

-предотвращение межъязыковой интерференции и осуществление положительного переноса знаний, умений и навыков с английского языка;

-создание системы работы по формированию устойчивой мотивации изучения немецкого языка как второго иностранного языка;

- приобщение родителей обучающихся к  урочной и внеурочной деятельностям;

- активное участие обучающихся и их родителей в городских, региональных проектах по поддержке немецкого языка.

 

 Краткая аннотация проекта  (постановка проблемы, актуальность, цель и задачи)

Представленный проект является одной из составляющей муниципального инновационного проекта «От школы с расширенным содержанием образования – к школе формирования успешной личности» (приказ Департамента образования г. Томска от 10.05.2011 №559 «О присвоении статуса муниципальной инновационной площадки МОУ СОШ №3 г. Томска). Инновационной составляющей проекта стали:

- расширение и углубление содержания образования: английский язык – начальная школа (с 1 класса), второй иностранный язык (немецкий) в основной школе (с 5 класса);

- расширение сетевого взаимодействия с социальными партнёрами – учреждениями среднего и высшего профессионального образования в урочной, внеурочной деятельности с обучающимися, методической работе.

    Переход школы в режим развития  акцентирует внимание на  установленные федеральным государственным образовательным стандартом новые требования к результатам обучающихся, вызывающие необходимость в изменении содержания обучения на основе принципов метапредметности как условия достижения высокого качества образования. Введение немецкого языка как второго иностранного языка  с 2011 учебного года в МАОУ Мариинской СОШ №3 г. Томска  означает, что образование в школе становится многоязычным: родной язык, первый иностранный, второй иностранный и образуют уникальное лингвистическое явление - триглоссию.  Согласно монографии «Общеевропейские компетенции владения иностранным языком: изучение, обучение, оценка», многоязычие возникает по мере расширения в культурном аспекте языкового опыта человека от языка, употребляемого в семье, до языка, употребляемого в обществе, до овладения языками других народов, причём коммуникативная компетенция формируется на основе всех знаний и опыта, где все языки взаимосвязаны и взаимодействуют. С этой точки зрения цель языкового образования изменяется.  Целью становится развитие такого лингвистического репертуара, где есть место всем лингвистическим умениям.

При изучении второго иностранного языка речь идёт о дальнейшем развитии общих компе-

тенций, о формировании коммуникативной, языковой и речевой компетенций и, конечно, о развитии межкультурной компетенции уже с учётом взаимодействия культур нескольких изучаемых языков.

   Отсюда следует, что обучение немецкому языку представляет собой сложное интегративное целое, выходящее не только на коммуникативную, но и на межкультурную компетенцию.

  Однако именно в 5 классе учащиеся и их родители сталкиваются с рядом проблем, возникающих вследствие дилеммы, выбрать ли немецкий язык для изучения, будет ли он востребован в дальнейшем. Проблема выбора немецкого языка как второго иностранного языка для изучения учащимися  является одной из важных проблем современной языковой политики.    Как обеспечить реализацию целей и задач языкового образования? Как организовать обучение немецкому языку как второму иностранному, основываясь на знаниях обучающихся  английского языка? Как привить интерес у обучающихся и их родителей к познанию немецкого языка, чтобы этот процесс был желаемым и успешным? Что нужно изменить в системе преподавания немецкого языка как второго иностранного? Какую методику преподавания выбрать? Какой современный учебно-методический комплект будет отвечать требованиям ФГОС?

Вся моя педагогическая деятельность направлена на поиск ответов на эти важные вопросы.

 

Проект «Сопоставительный (контрастивный) подход в обучении немецкому языку как второму иностранному языку в основной школе в условиях введения ФГОС»  направлен на создание психолого-педагогических условий для обучения немецкому языку как второму иностранному языку в основной школе в соответствии с требованиями ФГОС.

Методологическую основу проекта составляют психолингвистические особенности овладения вторым иностранным языком, особенности формального и содержательного плана, современные подходы в обучении второму иностранному языку, цели обучения и требования к уровню владения вторым иностранным языком на каждой ступени обучения в основной школе.

Актуальность необходимости использования сопоставительного (контрастивного) подхода в обучении второму иностранному языку состоит в том, чтобы предотвратить межъязыковую интерференцию и способствовать поло­жительному переносу знаний с английского языка, побуждать учащихся к сравнению/сопоставлению изучаемых иностранных языков, что также будет содействовать об­щему образованию, воспитанию и развитию школьников.

Цель проекта создание  психолого-педагогических условий для обучения немецкому языку как второму иностранному языку в основной школе (5-7 классы, 8-9  классы) на основе сопоставительного (контрастивного ) подхода в соответствии с требованиями ФГОС  и с учётом современных требований к  школе.

Задачи проекта

  1. Разработать рабочую программу по немецкого языку как второму иностранному языку в соответствии с требованиями ФГОС для обучающихся 5-9 классов к УМК «Горизонты» (под редакцией М. Аверина)
  2. Разработать факультативный курс «Немецкий - это интересно!» для формирования интереса обучающихся к немецкому языку в процессе внеурочной и внеклассной деятельности через социокультурный компонент обучения;
  3. Освоить и внедрить в практику методику преподавания второго иностранного языка, основанную на сопоставительном (контрастивном) подходе.
  4. Выстроить систему работы с одарёнными и высокомотивированными детьми в сотрудничестве с социальными партнёрами школы, с межмуниципальными центрами для успешной реализации проекта.

Гипотеза состоит в том, что успешной реализации сопоставительного подхода в обучении второму иностранному языку будут способствовать создание следующих условий:

  1. развитие у обучающихся лингвистически ориентированного мышления для избежания межъязыковой интерференции  и формирования положительного переноса знаний, умений и навыков с английского языка.
  2. развитие у обучающихся рефлексии, способности к самоконтролю и самооценке.
  3. создание учителем психологически благоприятной  среды, направленной на создание ситуации успеха для каждого ученика;
  4. организация работы с родителями, формирующей  заинтересованность в изучении их детьми немецкого языка через просветительскую и внеурочную деятельности;
  5. вовлечение обучающихся во внеурочную творческую и проектно-исследовательскую  деятельности через введение факультативного курса «Немецкий - это интересно!» (6-8 классы)
  6.    организация социального партнёрства.      

Наиболее информативными показателями результативности и продуктивности проекта будут являться следующие:

1.Повышение интереса учащихся к предмету «Немецкий язык»: рост числа желающих изучать немецкий язык  в качестве второго иностранного языка с 5 класса.

2.Творческая активность учащихся – каждый ученик пробует проявить себя в творческих и проектно-исследовательских работах  как в урочной так и внеурочной деятельности.

3.Позитивная динамика отношения родителей к изучению их детьми немецкого языка:

  • рост количества родителей, посещающих внеклассные мероприятия, открытые уроки немецкого языка, выставки творческих работ учащихся;
  • рост количества положительных откликов родителей на изучение их детьми немецкого языка.

4.Увеличение количества желающих участвовать в школьных и городских мероприятиях (конкурсах, викторинах, олимпиадах) по немецкому языку.

Принципы реализации проекта:

1. Социокультурный принцип

В рамках обучения межкультурной коммуникации роль культурного компонента приобретает большое значение.

В процессе овладения иностранным языком обучаемый познаёт культуру народа говорящего на нём, углубляет свои знания о родной культуре, сравнивая её с иноязычной.

Изучение культуры через язык предполагает не только формирование навыка употребления различных языковых конструкций и шаблонов. Основой обучения языку и культуре является активное участие обучаемых в овладении знаниями, формирование у них способности к самостоятельной продуктивной деятельности на иностранном языке.

2. Принцип субъективности

Начиная изучать второй иностранный язык, ребёнок уже является «носителем» не только родной культуры и языка, но и   первого иностранного языка (английского языка). Обучение немецкому языку как второму иностранному языку будет эффективным, если оно будет восприниматься через призму знаний, сформированных в процессе овладения английским языком .

Субъективный опыт ребёнка в освоении родного языка и культуры выступает в качестве основного связующего звена между личностью и иностранной культурой, что влечёт за собой изменение функции иностранного языка в формировании личности ребёнка.

3. Принцип креативности

Креативность – это особое проявление самостоятельности, новое, оригинальное проявление себя в различных видах учебной деятельности. Обучение иностранному языку и культуре будет происходить наиболее эффективно, если осуществляется через активные, творческие формы работы: песни, стихи, пословицы, рифмовки, игры, творческие проекты, коллажи, драматизации и т.д.

Раскрытие творческого потенциала учителя и учащихся через активные формы работы позволяет не только заучивать определённые языковые единицы, но и погружаться в духовный мир страны изучаемого языка, более глубоко и полно постигать различные аспекты её культуры.

4. Принцип сотрудничества с детьми

Непопулярность немецкого языка в современном обществе приводит к негативному отношению родителей к этому предмету. Поэтому установление контактов с родителями в процессе урочной и внеурочной деятельности, продуманная просветительская работа – одна из основных задач учителя немецкого языка, имеющего целью формирование положительного отношения к предмету.

5. Принцип социального партнёрства

Изучение немецкого языка в современной школе невозможно без привлечения к этому процессу различных социальных партнёров.

В качестве социальных партнёров школы могут выступать:

  • школьная, детские и городские  библиотеки;
  • факультет иностранных языков ТПУ, ТГПУ;
  • школы города, где изучается немецкий язык;
  • Межмуниципальный центр по работе с одарёнными и высокомотивированными детьми «Сибирский совёнок» («Фестиваль полиглотов»)
  • Межмуниципальный центр по работе с одарёнными и высокомотивированными детьми «Вундеркинды» («Семейное шоу»)
  • МБОУ прогимназия «Кристина» («Немецкий-это здорово!», олимпиада «В гостях у сказки»)
  • РЦРО (поддержка творческих конкурсов)
  • РНД (поддержка творческих конкурсов)
  • МАУ ИМЦ («Немецкий с удовольствием!» городские олипиады)

 

Модернизация школьного образования на современном этапе связывается, прежде всего, с обеспечением его деятельностного, развивающего и культуросообразного характера.

В связи с обновлением содержания образования особое внимание необходимо уделять реорганизации языковой политики, характеризующейся повсеместной «англолизацией», отсутствие интереса к другим языкам.

Согласно проекту моя деятельность как учителя немецкого и английского языка в МАОУ Мариинской СОШ №3 направлена на реализацию трёх основных направлений сотрудничества с учащимися, родителями, социальными партнёрами, и решает одну из важных проблем школьной языковой политики: повышение статуса немецкого языка и формирование устойчивой мотивации его изучения.

Основная цель обучения иностранному языку в современных условиях – готовность содействовать налаживанию межкультурных связей, представлять свою страну при межкультурных интеракциях. Это возможно только при адекватном развитии социокультурной компетенции учащихся, реализующейся через урочную деятельность, а также внеклассную работу, которая может стать весомым аргументом в пользу изучения немецкого языка.

Пропаганду немецкого языка в современной образовательной среде необходимо осуществлять не только среди учащихся, но и их родителей, которые часто играют решающую роль в выборе их детьми иностранного языка для изучения.

Разъяснение образовательной и международной значимости немецкого языка, культурных и исторических связей между Россией и Германией, открытость деятельности учителя немецкого языка в школе – вот то, что будет способствовать формированию положительного отношения к предмету «Немецкий язык» среди родителей.

Обеспечение реализации перечисленных выше направлений деятельности учителя будет эффективным при привлечении к данному процессу различных социальных партнёров, участие которых также сформирует интерес к изучению немецкого языка.

Необходимость межкультурной коммуникации требует содействия пропаганде различных языков в современном мире. Владение не только английским, но и другими европейскими языками – тенденция современной жизни, поэтому система школьного образования должна отвечать этим требованиям, реализация которых будет наиболее успешной через интеграцию языков и культур для формирования мотивации обучения.  

     https://отчёт за 2015/2016 учебный год                                                                                                   

Форма входа
Поиск

Copyright MyCorp © 2017
Бесплатный хостинг uCoz