Название проекта |
«Сопоставительный (контрастивный) подход в обучении немецкому языку как второму иностранному языку в основной школе в условиях введения ФГОС» |
Вид проекта |
незавершённый |
Сфера реализации проекта |
организация процесса обучения немецкому языку как второму иностранному языку в 5-9 классах по УМК «Горизонты» под редакцией М.Аверина |
Объект исследования |
урочная и внеурочная деятельности |
Предмет исследования |
психолого-педагогические условия для использования сопоставительного (контрастивного) подхода в обучении немецкому языку как второму иностранному языку |
Участники проекта |
Харитонова Ирина Анатольевна, учитель иностранного языка ученические коллективы (5А,5Б,5В,6А,7А классы) родительские коллективы |
Внешние ресурсы |
Привлечение ресурсов других образовательных учреждений, межмуниципальных центров по работе с одарёнными и высокомотивированными детьми («Сибирский совёнок» МБОУ «Зональненская СОШ» Томского района, «Вундеркинды» МАОУ гимназия №6 г. Томска, прогимназия «Кристина»), Департамента образования Администрации города Томска, Департамента общего образования Томской области, ОГБУ «Региональный центр развития образования», МАУ «Информационно-методический центр» г. Томска, «Ассоциация учителей немецкого языка» - сетевое взаимодействие. |
Сроки и этапы реализации проекта |
I. Поисковый (подготовительный) 2014- 2015 уч. год. II.Организационно - деятельностный 2015-2016 уч. год III. Подведение итогов и тиражирование опыта 2016-2017 уч. год
|
Ожидаемый результат |
Через реализацию проекта будут достигнуты следующие результаты: -рабочая программа по немецкому языку как второму иностранному языку (5-9 классы) в соответствии с требованиями ФГОС; -критерии оценивания знаний по немецкому языку на каждой ступени обучения в основной школе; - совершенствование коммуникативных и познавательных навыков и умений; - развитие межкультурной компетенции; - развитие лингвистического мышления у обучающихся; -предотвращение межъязыковой интерференции и осуществление положительного переноса знаний, умений и навыков с английского языка; -создание системы работы по формированию устойчивой мотивации изучения немецкого языка как второго иностранного языка; - приобщение родителей обучающихся к урочной и внеурочной деятельностям; - активное участие обучающихся и их родителей в городских, региональных проектах по поддержке немецкого языка. |
Краткая аннотация проекта (постановка проблемы, актуальность, цель и задачи)
Представленный проект является одной из составляющей муниципального инновационного проекта «От школы с расширенным содержанием образования – к школе формирования успешной личности» (приказ Департамента образования г. Томска от 10.05.2011 №559 «О присвоении статуса муниципальной инновационной площадки МОУ СОШ №3 г. Томска). Инновационной составляющей проекта стали:
- расширение и углубление содержания образования: английский язык – начальная школа (с 1 класса), второй иностранный язык (немецкий) в основной школе (с 5 класса);
- расширение сетевого взаимодействия с социальными партнёрами – учреждениями среднего и высшего профессионального образования в урочной, внеурочной деятельности с обучающимися, методической работе.
Переход школы в режим развития акцентирует внимание на установленные федеральным государственным образовательным стандартом новые требования к результатам обучающихся, вызывающие необходимость в изменении содержания обучения на основе принципов метапредметности как условия достижения высокого качества образования. Введение немецкого языка как второго иностранного языка с 2011 учебного года в МАОУ Мариинской СОШ №3 г. Томска означает, что образование в школе становится многоязычным: родной язык, первый иностранный, второй иностранный и образуют уникальное лингвистическое явление - триглоссию. Согласно монографии «Общеевропейские компетенции владения иностранным языком: изучение, обучение, оценка», многоязычие возникает по мере расширения в культурном аспекте языкового опыта человека от языка, употребляемого в семье, до языка, употребляемого в обществе, до овладения языками других народов, причём коммуникативная компетенция формируется на основе всех знаний и опыта, где все языки взаимосвязаны и взаимодействуют. С этой точки зрения цель языкового образования изменяется. Целью становится развитие такого лингвистического репертуара, где есть место всем лингвистическим умениям.
При изучении второго иностранного языка речь идёт о дальнейшем развитии общих компе-
тенций, о формировании коммуникативной, языковой и речевой компетенций и, конечно, о развитии межкультурной компетенции уже с учётом взаимодействия культур нескольких изучаемых языков.
Отсюда следует, что обучение немецкому языку представляет собой сложное интегративное целое, выходящее не только на коммуникативную, но и на межкультурную компетенцию.
Однако именно в 5 классе учащиеся и их родители сталкиваются с рядом проблем, возникающих вследствие дилеммы, выбрать ли немецкий язык для изучения, будет ли он востребован в дальнейшем. Проблема выбора немецкого языка как второго иностранного языка для изучения учащимися является одной из важных проблем современной языковой политики. Как обеспечить реализацию целей и задач языкового образования? Как организовать обучение немецкому языку как второму иностранному, основываясь на знаниях обучающихся английского языка? Как привить интерес у обучающихся и их родителей к познанию немецкого языка, чтобы этот процесс был желаемым и успешным? Что нужно изменить в системе преподавания немецкого языка как второго иностранного? Какую методику преподавания выбрать? Какой современный учебно-методический комплект будет отвечать требованиям ФГОС?
Вся моя педагогическая деятельность направлена на поиск ответов на эти важные вопросы.
Проект «Сопоставительный (контрастивный) подход в обучении немецкому языку как второму иностранному языку в основной школе в условиях введения ФГОС» направлен на создание психолого-педагогических условий для обучения немецкому языку как второму иностранному языку в основной школе в соответствии с требованиями ФГОС.
Методологическую основу проекта составляют психолингвистические особенности овладения вторым иностранным языком, особенности формального и содержательного плана, современные подходы в обучении второму иностранному языку, цели обучения и требования к уровню владения вторым иностранным языком на каждой ступени обучения в основной школе.
Актуальность необходимости использования сопоставительного (контрастивного) подхода в обучении второму иностранному языку состоит в том, чтобы предотвратить межъязыковую интерференцию и способствовать положительному переносу знаний с английского языка, побуждать учащихся к сравнению/сопоставлению изучаемых иностранных языков, что также будет содействовать общему образованию, воспитанию и развитию школьников.
Цель проекта создание психолого-педагогических условий для обучения немецкому языку как второму иностранному языку в основной школе (5-7 классы, 8-9 классы) на основе сопоставительного (контрастивного ) подхода в соответствии с требованиями ФГОС и с учётом современных требований к школе.
Задачи проекта
- Разработать рабочую программу по немецкого языку как второму иностранному языку в соответствии с требованиями ФГОС для обучающихся 5-9 классов к УМК «Горизонты» (под редакцией М. Аверина)
- Разработать факультативный курс «Немецкий - это интересно!» для формирования интереса обучающихся к немецкому языку в процессе внеурочной и внеклассной деятельности через социокультурный компонент обучения;
- Освоить и внедрить в практику методику преподавания второго иностранного языка, основанную на сопоставительном (контрастивном) подходе.
- Выстроить систему работы с одарёнными и высокомотивированными детьми в сотрудничестве с социальными партнёрами школы, с межмуниципальными центрами для успешной реализации проекта.
Гипотеза состоит в том, что успешной реализации сопоставительного подхода в обучении второму иностранному языку будут способствовать создание следующих условий:
- развитие у обучающихся лингвистически ориентированного мышления для избежания межъязыковой интерференции и формирования положительного переноса знаний, умений и навыков с английского языка.
- развитие у обучающихся рефлексии, способности к самоконтролю и самооценке.
- создание учителем психологически благоприятной среды, направленной на создание ситуации успеха для каждого ученика;
- организация работы с родителями, формирующей заинтересованность в изучении их детьми немецкого языка через просветительскую и внеурочную деятельности;
- вовлечение обучающихся во внеурочную творческую и проектно-исследовательскую деятельности через введение факультативного курса «Немецкий - это интересно!» (6-8 классы)
- организация социального партнёрства.
Наиболее информативными показателями результативности и продуктивности проекта будут являться следующие:
1.Повышение интереса учащихся к предмету «Немецкий язык»: рост числа желающих изучать немецкий язык в качестве второго иностранного языка с 5 класса.
2.Творческая активность учащихся – каждый ученик пробует проявить себя в творческих и проектно-исследовательских работах как в урочной так и внеурочной деятельности.
3.Позитивная динамика отношения родителей к изучению их детьми немецкого языка:
- рост количества родителей, посещающих внеклассные мероприятия, открытые уроки немецкого языка, выставки творческих работ учащихся;
- рост количества положительных откликов родителей на изучение их детьми немецкого языка.
4.Увеличение количества желающих участвовать в школьных и городских мероприятиях (конкурсах, викторинах, олимпиадах) по немецкому языку.
Принципы реализации проекта:
1. Социокультурный принцип
В рамках обучения межкультурной коммуникации роль культурного компонента приобретает большое значение.
В процессе овладения иностранным языком обучаемый познаёт культуру народа говорящего на нём, углубляет свои знания о родной культуре, сравнивая её с иноязычной.
Изучение культуры через язык предполагает не только формирование навыка употребления различных языковых конструкций и шаблонов. Основой обучения языку и культуре является активное участие обучаемых в овладении знаниями, формирование у них способности к самостоятельной продуктивной деятельности на иностранном языке.
2. Принцип субъективности
Начиная изучать второй иностранный язык, ребёнок уже является «носителем» не только родной культуры и языка, но и первого иностранного языка (английского языка). Обучение немецкому языку как второму иностранному языку будет эффективным, если оно будет восприниматься через призму знаний, сформированных в процессе овладения английским языком .
Субъективный опыт ребёнка в освоении родного языка и культуры выступает в качестве основного связующего звена между личностью и иностранной культурой, что влечёт за собой изменение функции иностранного языка в формировании личности ребёнка.
3. Принцип креативности
Креативность – это особое проявление самостоятельности, новое, оригинальное проявление себя в различных видах учебной деятельности. Обучение иностранному языку и культуре будет происходить наиболее эффективно, если осуществляется через активные, творческие формы работы: песни, стихи, пословицы, рифмовки, игры, творческие проекты, коллажи, драматизации и т.д.
Раскрытие творческого потенциала учителя и учащихся через активные формы работы позволяет не только заучивать определённые языковые единицы, но и погружаться в духовный мир страны изучаемого языка, более глубоко и полно постигать различные аспекты её культуры.
4. Принцип сотрудничества с детьми
Непопулярность немецкого языка в современном обществе приводит к негативному отношению родителей к этому предмету. Поэтому установление контактов с родителями в процессе урочной и внеурочной деятельности, продуманная просветительская работа – одна из основных задач учителя немецкого языка, имеющего целью формирование положительного отношения к предмету.
5. Принцип социального партнёрства
Изучение немецкого языка в современной школе невозможно без привлечения к этому процессу различных социальных партнёров.
В качестве социальных партнёров школы могут выступать:
- школьная, детские и городские библиотеки;
- факультет иностранных языков ТПУ, ТГПУ;
- школы города, где изучается немецкий язык;
- Межмуниципальный центр по работе с одарёнными и высокомотивированными детьми «Сибирский совёнок» («Фестиваль полиглотов»)
- Межмуниципальный центр по работе с одарёнными и высокомотивированными детьми «Вундеркинды» («Семейное шоу»)
- МБОУ прогимназия «Кристина» («Немецкий-это здорово!», олимпиада «В гостях у сказки»)
- РЦРО (поддержка творческих конкурсов)
- РНД (поддержка творческих конкурсов)
- МАУ ИМЦ («Немецкий с удовольствием!» городские олипиады)
Модернизация школьного образования на современном этапе связывается, прежде всего, с обеспечением его деятельностного, развивающего и культуросообразного характера.
В связи с обновлением содержания образования особое внимание необходимо уделять реорганизации языковой политики, характеризующейся повсеместной «англолизацией», отсутствие интереса к другим языкам.
Согласно проекту моя деятельность как учителя немецкого и английского языка в МАОУ Мариинской СОШ №3 направлена на реализацию трёх основных направлений сотрудничества с учащимися, родителями, социальными партнёрами, и решает одну из важных проблем школьной языковой политики: повышение статуса немецкого языка и формирование устойчивой мотивации его изучения.
Основная цель обучения иностранному языку в современных условиях – готовность содействовать налаживанию межкультурных связей, представлять свою страну при межкультурных интеракциях. Это возможно только при адекватном развитии социокультурной компетенции учащихся, реализующейся через урочную деятельность, а также внеклассную работу, которая может стать весомым аргументом в пользу изучения немецкого языка.
Пропаганду немецкого языка в современной образовательной среде необходимо осуществлять не только среди учащихся, но и их родителей, которые часто играют решающую роль в выборе их детьми иностранного языка для изучения.
Разъяснение образовательной и международной значимости немецкого языка, культурных и исторических связей между Россией и Германией, открытость деятельности учителя немецкого языка в школе – вот то, что будет способствовать формированию положительного отношения к предмету «Немецкий язык» среди родителей.
Обеспечение реализации перечисленных выше направлений деятельности учителя будет эффективным при привлечении к данному процессу различных социальных партнёров, участие которых также сформирует интерес к изучению немецкого языка.
Необходимость межкультурной коммуникации требует содействия пропаганде различных языков в современном мире. Владение не только английским, но и другими европейскими языками – тенденция современной жизни, поэтому система школьного образования должна отвечать этим требованиям, реализация которых будет наиболее успешной через интеграцию языков и культур для формирования мотивации обучения.