Меню сайта
Наш опрос
Статистика
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0 |
Педагогический проект "Контрастивный подход в обучении немецкому языку как второму иностранному
Краткая аннотация проекта (постановка проблемы, актуальность, цель и задачи) Представленный проект является одной из составляющей муниципального инновационного проекта «От школы с расширенным содержанием образования – к школе формирования успешной личности» (приказ Департамента образования г. Томска от 10.05.2011 №559 «О присвоении статуса муниципальной инновационной площадки МОУ СОШ №3 г. Томска). Инновационной составляющей проекта стали: - расширение и углубление содержания образования: английский язык – начальная школа (с 1 класса), второй иностранный язык (немецкий) в основной школе (с 5 класса); - расширение сетевого взаимодействия с социальными партнёрами – учреждениями среднего и высшего профессионального образования в урочной, внеурочной деятельности с обучающимися, методической работе. Переход школы в режим развития акцентирует внимание на установленные федеральным государственным образовательным стандартом новые требования к результатам обучающихся, вызывающие необходимость в изменении содержания обучения на основе принципов метапредметности как условия достижения высокого качества образования. Введение немецкого языка как второго иностранного языка с 2011 учебного года в МАОУ Мариинской СОШ №3 г. Томска означает, что образование в школе становится многоязычным: родной язык, первый иностранный, второй иностранный и образуют уникальное лингвистическое явление - триглоссию. Согласно монографии «Общеевропейские компетенции владения иностранным языком: изучение, обучение, оценка», многоязычие возникает по мере расширения в культурном аспекте языкового опыта человека от языка, употребляемого в семье, до языка, употребляемого в обществе, до овладения языками других народов, причём коммуникативная компетенция формируется на основе всех знаний и опыта, где все языки взаимосвязаны и взаимодействуют. С этой точки зрения цель языкового образования изменяется. Целью становится развитие такого лингвистического репертуара, где есть место всем лингвистическим умениям. При изучении второго иностранного языка речь идёт о дальнейшем развитии общих компе- тенций, о формировании коммуникативной, языковой и речевой компетенций и, конечно, о развитии межкультурной компетенции уже с учётом взаимодействия культур нескольких изучаемых языков. Отсюда следует, что обучение немецкому языку представляет собой сложное интегративное целое, выходящее не только на коммуникативную, но и на межкультурную компетенцию. Однако именно в 5 классе учащиеся и их родители сталкиваются с рядом проблем, возникающих вследствие дилеммы, выбрать ли немецкий язык для изучения, будет ли он востребован в дальнейшем. Проблема выбора немецкого языка как второго иностранного языка для изучения учащимися является одной из важных проблем современной языковой политики. Как обеспечить реализацию целей и задач языкового образования? Как организовать обучение немецкому языку как второму иностранному, основываясь на знаниях обучающихся английского языка? Как привить интерес у обучающихся и их родителей к познанию немецкого языка, чтобы этот процесс был желаемым и успешным? Что нужно изменить в системе преподавания немецкого языка как второго иностранного? Какую методику преподавания выбрать? Какой современный учебно-методический комплект будет отвечать требованиям ФГОС? Вся моя педагогическая деятельность направлена на поиск ответов на эти важные вопросы.
Проект «Сопоставительный (контрастивный) подход в обучении немецкому языку как второму иностранному языку в основной школе в условиях введения ФГОС» направлен на создание психолого-педагогических условий для обучения немецкому языку как второму иностранному языку в основной школе в соответствии с требованиями ФГОС. Методологическую основу проекта составляют психолингвистические особенности овладения вторым иностранным языком, особенности формального и содержательного плана, современные подходы в обучении второму иностранному языку, цели обучения и требования к уровню владения вторым иностранным языком на каждой ступени обучения в основной школе. Актуальность необходимости использования сопоставительного (контрастивного) подхода в обучении второму иностранному языку состоит в том, чтобы предотвратить межъязыковую интерференцию и способствовать положительному переносу знаний с английского языка, побуждать учащихся к сравнению/сопоставлению изучаемых иностранных языков, что также будет содействовать общему образованию, воспитанию и развитию школьников. Цель проекта создание психолого-педагогических условий для обучения немецкому языку как второму иностранному языку в основной школе (5-7 классы, 8-9 классы) на основе сопоставительного (контрастивного ) подхода в соответствии с требованиями ФГОС и с учётом современных требований к школе. Задачи проекта
Гипотеза состоит в том, что успешной реализации сопоставительного подхода в обучении второму иностранному языку будут способствовать создание следующих условий:
Наиболее информативными показателями результативности и продуктивности проекта будут являться следующие: 1.Повышение интереса учащихся к предмету «Немецкий язык»: рост числа желающих изучать немецкий язык в качестве второго иностранного языка с 5 класса. 2.Творческая активность учащихся – каждый ученик пробует проявить себя в творческих и проектно-исследовательских работах как в урочной так и внеурочной деятельности. 3.Позитивная динамика отношения родителей к изучению их детьми немецкого языка:
4.Увеличение количества желающих участвовать в школьных и городских мероприятиях (конкурсах, викторинах, олимпиадах) по немецкому языку. Принципы реализации проекта: 1. Социокультурный принцип В рамках обучения межкультурной коммуникации роль культурного компонента приобретает большое значение. В процессе овладения иностранным языком обучаемый познаёт культуру народа говорящего на нём, углубляет свои знания о родной культуре, сравнивая её с иноязычной. Изучение культуры через язык предполагает не только формирование навыка употребления различных языковых конструкций и шаблонов. Основой обучения языку и культуре является активное участие обучаемых в овладении знаниями, формирование у них способности к самостоятельной продуктивной деятельности на иностранном языке. 2. Принцип субъективности Начиная изучать второй иностранный язык, ребёнок уже является «носителем» не только родной культуры и языка, но и первого иностранного языка (английского языка). Обучение немецкому языку как второму иностранному языку будет эффективным, если оно будет восприниматься через призму знаний, сформированных в процессе овладения английским языком . Субъективный опыт ребёнка в освоении родного языка и культуры выступает в качестве основного связующего звена между личностью и иностранной культурой, что влечёт за собой изменение функции иностранного языка в формировании личности ребёнка. 3. Принцип креативности Креативность – это особое проявление самостоятельности, новое, оригинальное проявление себя в различных видах учебной деятельности. Обучение иностранному языку и культуре будет происходить наиболее эффективно, если осуществляется через активные, творческие формы работы: песни, стихи, пословицы, рифмовки, игры, творческие проекты, коллажи, драматизации и т.д. Раскрытие творческого потенциала учителя и учащихся через активные формы работы позволяет не только заучивать определённые языковые единицы, но и погружаться в духовный мир страны изучаемого языка, более глубоко и полно постигать различные аспекты её культуры. 4. Принцип сотрудничества с детьми Непопулярность немецкого языка в современном обществе приводит к негативному отношению родителей к этому предмету. Поэтому установление контактов с родителями в процессе урочной и внеурочной деятельности, продуманная просветительская работа – одна из основных задач учителя немецкого языка, имеющего целью формирование положительного отношения к предмету. 5. Принцип социального партнёрства Изучение немецкого языка в современной школе невозможно без привлечения к этому процессу различных социальных партнёров. В качестве социальных партнёров школы могут выступать:
Модернизация школьного образования на современном этапе связывается, прежде всего, с обеспечением его деятельностного, развивающего и культуросообразного характера. В связи с обновлением содержания образования особое внимание необходимо уделять реорганизации языковой политики, характеризующейся повсеместной «англолизацией», отсутствие интереса к другим языкам. Согласно проекту моя деятельность как учителя немецкого и английского языка в МАОУ Мариинской СОШ №3 направлена на реализацию трёх основных направлений сотрудничества с учащимися, родителями, социальными партнёрами, и решает одну из важных проблем школьной языковой политики: повышение статуса немецкого языка и формирование устойчивой мотивации его изучения. Основная цель обучения иностранному языку в современных условиях – готовность содействовать налаживанию межкультурных связей, представлять свою страну при межкультурных интеракциях. Это возможно только при адекватном развитии социокультурной компетенции учащихся, реализующейся через урочную деятельность, а также внеклассную работу, которая может стать весомым аргументом в пользу изучения немецкого языка. Пропаганду немецкого языка в современной образовательной среде необходимо осуществлять не только среди учащихся, но и их родителей, которые часто играют решающую роль в выборе их детьми иностранного языка для изучения. Разъяснение образовательной и международной значимости немецкого языка, культурных и исторических связей между Россией и Германией, открытость деятельности учителя немецкого языка в школе – вот то, что будет способствовать формированию положительного отношения к предмету «Немецкий язык» среди родителей. Обеспечение реализации перечисленных выше направлений деятельности учителя будет эффективным при привлечении к данному процессу различных социальных партнёров, участие которых также сформирует интерес к изучению немецкого языка. Необходимость межкультурной коммуникации требует содействия пропаганде различных языков в современном мире. Владение не только английским, но и другими европейскими языками – тенденция современной жизни, поэтому система школьного образования должна отвечать этим требованиям, реализация которых будет наиболее успешной через интеграцию языков и культур для формирования мотивации обучения. |
Поиск
Друзья сайта
|
||||||||||||||||||